БиографИЯ Жюль Верна
Французский писатель-гуманист, один из основоположников жанра научной
фантастики. Жюль Верн родился 8 февраля 1828 в богатом портовом городе Нант
(Франция), в семье адвоката. В 20 лет был отправлен родителями в парижский
колледж с целью получения юридического образования. Литературную деятельность
начал в 1849, написав несколько пьес (водевили и комические оперы). "Моим первым
произведением была небольшая комедия в стихах, написанная при участии Александра
Дюма-сына, который был и оставался одним из лучших моих друзей до самой его
смерти. Она была названа "Сломанные соломинки" и ставилась на сцене
Исторического театра, владельцем которого был Дюма-отец. Пьеса имела некоторый
успех и по совету Дюма-старшего я отдал ее в печать. "Не беспокойтесь, - ободрял
он меня. - Даю вам полную гарантию, что найдется хотя бы один покупатель. Этим
покупателем буду я!" [...] Вскоре мне стало ясно, что драматические произведения
не дадут мне ни славы, ни средств к жизни. В те годы я ютился в мансарде и был
очень беден." (из интервью Жюля Верна журналистам) Работая секретарем в "Театре
Лирик", Жюль Верн одновременно подрабатывал в одном из популярных журналов,
составляя заметки на исторические и научно-популярные темы. Работа над первым
романом, "Пять недель на воздушном шаре", была начата осенью 1862, а в конце
года роман был уже напечатан известным парижским издателем Пьером-Жюлем Этцелем,
сотрудничество с которым продолжалось около 25 лет. По договору, заключенному с
Этцелем, Жюль Верн должен был ежегодно отдавать издателю по два новых романа или
один двухтомный (Пьер Жюль Этцель умер в 1886 и договор был продлен с его
сыном). Вскоре роман был переведен почти на все европейские языки и принес
автору известность. Наибольший финансовый успех выпал на долю романа "Вокруг
света в 80 дней", напечатанного в 1872.
Жюль Верн был страстным путешественником: на своей яхте "Сен-Мишель"
он дважды обошел Средиземное море, посетил Италию, Англию, Шотландию, Ирландию,
Данию, Голландию, Скандинавию, заходил в африканские воды. В 1867 Жюль Верн
побывал в Северной Америке: "Одна французская компания приобрела океанский
пароход "Грейт-истерн", чтобы перевозить американцев на Парижскую выставку... Мы
посетили с братом Нью-Йорк и несколько других городов, видели Ниагару зимой, во
льду... На меня произвело неизгладимое впечатление торжественное спокойствие
гигантского водопада." (из интервью Жюля Верна журналистам)
То, что предсказания научных открытий и изобретений, содержащиеся в
романах Жюля Верна, постепенно сбываются, писатель-фантаст объяснял так: "Это
простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о
каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне
источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности
описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет,
журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и
исподволь пополняются. Все эти заметки тщательно классифицируются и служат
материалом для моих повестей и романов. Ни одна моя книга не написана без помощи
этой картотеки. Я внимательно просматриваю двадцать с лишним газет, прилежно
прочитываю все доступные мне научные сообщения, и, поверьте, меня всегда
охватывает чувство восторга, когда я узнаю о каком-нибудь новом открытии..." (из
интервью Жюля Верна журналистам) Один из шкафов в обширной библиотеке Жюля Верна
был заполнен множеством дубовых ящичков. В определенном порядке в них были
разложены бесчисленные выписки, заметки, вырезки из газет и журналов, наклеенные
на карточки одинакового формата. Карточки подбирались по темам и вкладывались в
бумажные обертки. Получались несшитые тетрадки разной толщины. Всего, по словам
Жюля Верна, у него накопилось около двадцати тысяч таких тетрадок, содержащих
интересные сведения по всем отраслям знаний. Многим читателям казалось, что
романы пишутся Жюлем Верном удивительно легко. В одном из интервью писатель так
прокомментировал подобные заявления: "Мне ничего легко не дается. Почему-то
многие думают, что мои произведения - чистейшая импровизация. Какой вздор! Я не
могу приступить к работе, если не знаю начала, середины и конца своего будущего
романа. До сих пор я был достаточно счастлив в том смысле, что для каждого
произведения у меня в голове была не одна, а по меньшей мере полдюжины готовых
схем. Большое значение я придаю развязке. Если читатель сможет угадать, чем все
кончится, то такую книгу не стоило бы и писать. Чтобы роман понравился, нужно
изобрести совершенно необычную и вместе с тем оптимистическую развязку. И когда
в голове сложится костяк сюжета, когда из нескольких возможных вариантов будет
выбран наилучший, тогда только начинается следующий этап работы - за письменным
столом. [...] Начинаю я обыкновенно с того, что выбираю из картотеки все
выписки, относящиеся к данной теме; сортирую их, изучаю и обрабатываю
применительно к будущему роману. Затем я делаю предварительные наброски и
составляю план по главам. Вслед за тем пишу карандашом черновик, оставляя
широкие поля - полстраницы - для поправок и дополнений. Но это еще не роман, а
только каркас романа. В таком виде рукопись поступает в типографию. В первой
корректуре я исправляю почти каждое предложение и нередко пишу заново целые
главы. Окончательный текст получается после пятой, седьмой или, случается,
девятой корректуры. Яснее всего я вижу недостатки своего сочинения не в
рукописи, а в печатных оттисках. К счастью, мой издатель хорошо это понимает и
не ставит передо мной никаких ограничений... Но почему-то принято считать, что,
если писатель много пишет, значит ему все легко дается. Ничего подобного!..
[...] Благодаря привычке к ежедневной работе за столом с пяти утра до полудня
мне удается уже много лет подряд писать по две книги в год. Правда, такой
распорядок жизни потребовал некоторых жертв. Чтобы ничто не отвлекало от дела, я
переселился из шумного Парижа в спокойный, тихий Амьен и живу здесь уже много
лет - с 1871 года. Вы спросите, почему я выбрал Амьен? Этот город мне особенно
дорог тем, что здесь родилась моя жена и здесь мы с ней когда-то познакомились.
И званием муниципального советника Амьена я горжусь нисколько не меньше, чем
литературной известностью." (из интервью Жюля Верна журналистам)
"Я стараюсь учитывать запросы и возможности юных читателей, для
которых написаны все мои книги. Работая над своими романами, я всегда думаю о
том - пусть иногда это идет даже в ущерб искусству, - чтобы из-под моего пера не
вышло ни одной страницы, ни одной фразы, которую не могли бы прочесть и понять
дети. [...] Моя жизнь была полным-полна действительными и воображаемыми
событиями. Я видел много замечательных вещей, но еще более удивительные
создавались моей фантазией. Если бы вы только знали, как я сожалею о том, что
мне так рано приходится завершить свой земной путь и проститься с жизнью на
пороге эпохи, которая сулит столько чудес!.." (из интервью Жюля Верна
корреспонденту "Новой Венской газеты"; 1902 год)
В 1903, в одном из писем, Жюль Верн писал: "Я вижу все хуже и хуже,
моя дорогая сестра. Операции катаракты еще не было... Кроме того, я оглох на
одно ухо. Итак, я в состоянии теперь слышать только половину глупостей и
злопыхательств, которые ходят по свету, и это меня немало утешает!" Умер Жюль
Верн в 8 часов утра 24 марта 1905 в городке Амьен (Франция). Похоронен около
своего дома в Амьене. Через два года после смерти Жюля Верна на его могиле был
поставлен памятник, изображавший писателя-фантаста восстающим из праха, с рукой,
протянутой к звездам. До конца 1910 года каждое полугодие, как это делалось на
протяжении сорока двух лет, Жюль Верн продолжал дарить читателям новый том
"Необыкновенных путешествий".
Жюль Верн - автор около ста книг, среди которых стихи, пьесы,
рассказы, около 70 повестей и романов: "Пять недель на воздушном шаре" (1862;
роман; первый перевод на русский язык в 1864 - "Воздушное путешествие через
Африку"), "Путешествие к центру Земли" (1864; роман), "С Земли на Луну" (1865;
роман; местом старта Жюль Верн выбрал Флориду и разместил свой "космодром"
недалеко от мыса Канаверал, в романе так же правильно указана начальная
скорость, необходимая для отрыва от Земли), "Дети капитана Гранта" (1867-1868;
роман), "Вокруг Луны" (1869; роман; был описан эффект невесомости, спуск
космического корабля, охваченного пламенем в атмосфере Земли и его приводнение в
Тихом океане всего в трех милях от того места, где приводнился в 1969 году
"Аполлон-11", вернувшийся с Луны), "20 000 лье под водой" (1869-1870; роман),
"Вокруг света в 80 дней" (1872; роман), "Таинственный остров" (1875; роман),
"Пятнадцатилетний капитан" (1878; роман), "500 миллионов Бегумы" (1879), "В XXIX
веке. Один день американского журналиста в 2889 году" (1889; рассказ), "Плавучий
остров" (1895; роман), "Равнение на знамя" (1896), "Властелин мира" (1904;
роман), работы по географии и истории географических исследований.